stomatologiya.png
Создание литниковой системы

После того, как зубной техник смоделировал каркас будущего протеза, литейщик приступает к созданию литниковой системы.



Создание литниковой системы

 

Она играет важную роль в обеспечении качества литья каркаса бюгельного протеза. В процессе литья необходимо получить гладкую, не имеющую пор поверхность каркаса, которая хорошо полируется и остается блестящей при осуществлении больным ухода за протезом. Точное литье обеспечивает сохранение пружинящих свойств кламмеров, необходимых для фиксации бюгельного протеза.

Для достижения высокого качества литья необходимо соблюдать следующие требования:

1) все участки отливки при литье должны находиться в равных условиях;

2) все толстостенные участки отливки должны иметь дополнительное депо жидкого металла для устранения усадочной раковины, рыхлости и пористости металла;

3) к тонким участкам отливок должен быть подведен наиболее горячий металл. Опыты показали, что не только длина и диаметр литьевого канала, но и его направление и расположение имеют огромное значение для получения качественного литья. Направление литьевых каналов и полого пространства должны соответствовать, чтобы расплавленный металл резко не менял направление, а применяемая при литье центробежная сила способствовала уплотнению металла;

4) расплавленный металл должен течь от толстостенных участков к тонкостенным. Если деталь имеет несколько толстостенных участков, связанных посредством тонкостенных, то каждый толстостенный участок должен иметь свой литьевой канал (литникобразующий штифт).

В процессе охлаждения расплавленный металл вытягивается из литейных каналов и массивных частей. Более тонкие части модели остывают быстрее, чем более массивные. Поэтому литники должны устанавливаться на наиболее массивных участках конструкций, например, на переходе от седловидной части к дуге протеза. Массивные части, в которые металл может попасть только через другие, тонкие части модели, следует дополнить круглым каналонаполнителем диаметром 3 мм.

Литники представляют собой каналы, по которым расплавленный металл поступает в форму. Их моделируют в виде цилиндров диаметром не менее 2-3 мм, которые можно изготовить с помощью специального шприца с канюлями различных диаметров - от 0,8 до 4,5 мм или восковой ниткой.

При отливке сложных конструкций дуговых протезов или съемных шин с многозвеньевыми кламмерами в литниковой системе рекомендуется моделировать усадочные муфты и выход для газов (выпор). Последний делают из воска в виде стержня диаметром 1,5-2 мм и приклеивают с одной стороны к каркасу, а с другой - к верхнему краю литниковой чаши.

Размер и форма литниковой системы зависит от способа плавки и заливки металла. Если плавка осуществляется в литниковой чаше, то диаметр литника не превышает 1,5 мм, если при плавке металла применяют центробежную заливку, то литник должен быть толстым (он играет роль питателя - прибыли).

Литниковая система может быть выполнена в виде литникового креста, крыльчатки или одного канала. Крестообразная система применяется при отливке сложных каркасов и съемных шин. Литники делают плоскими, толщиной 0,5-0,6 мм и шириной 1-1,6 мм. Расплавленный металл заливают в форму 3-4 широкими потоками.

Литье «сверху»

Крыльчатая литниковая система образуется путем приклеивания круглых восковых литников к основному стержню. Литники диаметром 3-4 мм имеют дугообразное направление (для того чтобы металл резко не менял направление потока).

Одноканальную литниковую систему применяют при центробежной или вакуумной заливке. Толстый литник диаметром 4-6 мм устанавливают по направлению вращения модели при ее заливке расплавленным металлом. Литник суживается у детали каркаса и расширяется в области литниковой чаши. В этом случае необходимости в создании усадочной муфты нет.

При изготовлении протеза нижней челюсти литье можно осуществить «сверху» и «сквозь модель». В этом случае достаточно двух литейных каналов диаметром 3,5 мм каждый. Они фиксируются непосредственно к дуге протеза.

При моделировании восковой конструкции на верхней челюсти и из-за большого количества широких и дополнительных элементов на его дуге следует установить как можно более плоские литейные каналы и отливку каркаса во избежание деформации осуществлять только «сверху».

В местах прикрепления литейных каналов могут возникать изъяны. Чтобы избежать этого, используются «депо» металла (усадочные муфты), действующие в качестве литейных резервуаров.

Усадочные муфты обеспечивают гомогенную отливку. Для этого необходимо, чтобы процесс кристаллизации металла происходил при постоянном поступлении дополнительного количества расплавленного металла для заполнения образующихся пустот. Если это условие не будет соблюдено, то в середине детали, как правило, образуются так называемые усадочные раковины, ослабляющие прочность всей конструкции каркаса дугового протеза. Для предотвращения их образования на литнике вблизи детали каркаса устанавливается восковой шарик, который должен быть в 3-4 раза больше объема отливки. Если литник короткий (2-4 мм) или широкий, усадочную муфту (прибыль) можно не устанавливать. В этих случаях ее роль выполняет сам литник или литниковая чаша.

При моделировании литниковой системы следует обращать внимание на обеспечение возможности отпилить литники от готового каркаса. Литники должны быть гладкими, поскольку неровности и шероховатости стенок литьевого канала создают завихрения в потоке жидкого металла, что отрицательно сказывается на качестве отливки.

Литье «сквозь модель»

После создания литниковой системы приступают к формовке огнеупорной модели.